0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кризис трехлетнего возраста

ВложениеРазмер
несколько слов о кризисе 3 лет636.46 КБ

Вот и закончились ночные колики и укачивания на ручках, ребенок научился самостоятельно ходить и ловко попадать ложкой в рот, с ним уже можно поговорить на разные темы и более или менее спокойно посидеть в кафе или проехаться на автобусе. Вчерашний малыш вырос, и, казалось бы, родителям можно перевести дух. Но тут приходит он — кризис 3 лет.

Вы столкнулись с кризисом 3 лет, если ребенок:

  • постоянно проверяет границы дозволенного;
  • устраивает истерики по любому поводу и без;
  • требует купить нужную ему игрушку, рыдая и катаясь по полу в магазине;
  • на прогулке убегает в противоположную от вас сторону;
  • не реагирует на просьбы и слово «нельзя»;
  • негативно воспринимает любые ваши предложения;
  • на все отвечает «нет», «не хочу», «не буду»;
  • пытается все делать самостоятельно и по-своему: сам натягивает куртку, сам садится есть, если что-то не получается — закатывает истерику;
  • не поддается переубеждению.

Смысл кризиса трех лет?

Дети считают, что он уже выросли с того воспитания, которое сейчас окружает их.

Происходят изменения в социальных взаимоотношениях детей и мира.

Происходят изменения самоотношения детей.

Мотивация своих действий происходит с позиции отношения к другим.

Дети меняют свое отношение к авторитету родителей.

Дети хотят проявлять свою личность.

Дети хотят, чтобы их самостоятельность признали. Но частично понимают, что еще не готовы к ней.

В возрасте трех лет ребенок пытается отделять свое «я» от родительского. Он начинает осознавать себя отдельной самостоятельной личностью со своими желаниями, которые нужно отстаивать. Детский кризис 3 лет часто проявляется в демонстративном и даже тираническом поведении ребенка: он устраивает истерики на пустом месте и не соглашается буквально ни с чем. Ребенок как будто специально хочет сделать назло, наоборот, вопреки желаниям родителей. Конечно, такое поведение вызывает у родителей недоумение и раздражение, но следует помнить, что ребенок упрямится и говорит «нет» не для того, чтобы вам досадить. Он просто не знает других способов утвердиться как личность. Как пережить кризис 3 лет, ребенку должны показать родители.

Кризис 3 лет: рекомендации родителям

  • Не пытайтесь переделывать ребенка, воспитывать его и ломать» под себя

Если у ребенка кризис 3 лет, советы родителям сводятся, по большому счету, к рекомендации соблюдать баланс. Не стоит как наказывать ребенка, так и поощрять его поведение. Во время истерики попытайтесь переключить внимание упрямца на что-то другое, а если не получается — просто переждите. Но когда ребенок успокоится, обязательно проговорите с ним случившееся, объясните, что любите его по-прежнему, но такое поведение вас очень расстроило и в обществе оно недопустимо.

  • Предоставьте ребенку возможность выбора

Ребенок хочет быть самостоятельным? Разрешите ему самому принимать решения. Не принуждайте съесть кашу и бутерброд, спросите: «Ты будешь кашу или бутерброд?» Если вы идете по делам, оставьте ребенку возможность поучаствовать в определении маршрута: «Мы сначала зайдем в магазин или в аптеку?»

Иногда можно сыграть и на противоречии: если вам срочно нужно собрать ребенка в детский сад, а он отказывается одеваться, скажите, что в сад вы сегодня не пойдете. Ребенок из упрямства начнет кричать: «Нет, пойдем!» Воспользуйтесь этим, но подчеркните, что сегодня вы выполняете его просьбу, а завтра он будет выполнять вашу.

  • Помогите ребенку принять себя

Ребенок должен поверить, что он хороший, несмотря на временные трудности с поведением. Хвалите ребенка, если он выполнил ваши поручения, подчеркивайте, что он послушный и у него все отлично получается.

  • Обратитесь к специалистам

Если вы не справляетесь с ситуацией, становитесь раздражительным, агрессивным или, наоборот, у вас опускаются руки, вам поможет наука психология. Кризис 3 лет — тема, на которой специализируются многие детские психологи, которые подскажут, как правильно себя вести, откуда черпать спокойствие и силы, а также поработают с самим ребенком.

Как долго ваш ребенок будет упрямцем — месяц или год — предсказать невозможно. Одни дети «проскакивают» кризисный возраст, даже не заметив, другие задерживаются в нем надолго. Сколько длится кризис 3 лет, будет зависеть и от отношения родителей к происходящему.

Негативные особенности кризиса трех лет могут повергнуть в замешательство многих счастливых родителей младенцев или двухлеток. Однако все, разумеется, не так страшно. Сталкиваясь с подобными проявлениями, вы должны твердо помнить о том, что внешние негативные признаки — это лишь обратная сторона позитивных изменений личности. Для кризиса трех лет важнейшим новообразованием является возникновение нового чувства «Я». «Я сам». В этом возрасте наступает момент, когда ребенок как бы обобщает весь опыт своего раннего детства, и на основе его реальных достижений у него складывается отношение к себе, появляются новые характерные черты личности. Меняется отношение ребенка к окружающему миру: Окружающая действительность становится сферой самореализации маленького исследователя. Ребенок уже пробует свои силы, проверяет возможности. Он утверждает себя, и это способствует появлению детского самолюбия — важнейшего стимула к саморазвитию и самосовершенствованию.

Кризис 3 лет у ребенка. Как не сойти с ума?

Ребенок становится упрямым, непослушным, капризным, частыми спутниками трехлетнего кризиса являются слезы и истерики. Приведем несколько советов родителям, как же пережить кризис и не сойти с ума? Конечно, держать себя в руках, грамотно выходить из ситуаций, успокаивать чадо и при этом, самому не срываться на крики и угрозы в адрес крохи.

Прежде всего, важно понять, что природой кризиса 3х летнего возраста является взросление ребенка, возрастное отрицание, все истерики и протесты малыша направлены на то, чтобы почувствовать собственные возможности, проявиться себя как личность, отделиться от мамы. Задачей родителей на данном периоде является помощь, поддержка и терпение и понимания, что же такое кризис.

Поверьте, вашему чаду и так сейчас не легко, а кто как ни любимые мама и папа могут помочь преодолеть этот непростой период. Как же помочь крохе? Как преодолеть кризис трех лет?

Если хочется накричать?

Когда вам хочется выплеснуть свои негативные эмоции и раздражение на детку в момент его непослушания или истерики, просто научитесь сдерживать себя. Примените следующую памятку для родителей: приложите силу воли, отойдите в сторону от ребенка, дышите глубоко и полностью концентрируйтесь на своем дыхании. Создайте для себя установку, например, пока я не досчитаю до 20 или не сделаю 10 приседаний, не протру пыль или не помою посуды, я не стану кричать на ребенка.

Это отличный способ переключиться и сбросить собственное раздражение и напряжение. Пройдет каких-то пару минут, пока вы будете выполнять установленное для себя действие, но этого будет достаточно чтобы негативные эмоции улеглись. Теперь вам удастся спокойно поговорить с крохой, обдумывая слова, а не кричать и наказывать сгоряча.

Когда у ребенка истерика.

Истерики в 3х летнем возрасте дело частое, главное родителям научиться вести себя разумно. Попробуйте следующую. Если детка валяется на полу и кричит во все горло дома, то стоит попробовать переключить его внимание на что-то интересное. Не получается? Тогда отойдите в сторонку и просто не обращайте на чадо ни малейшего внимания. Как правило, ребенок быстро успокаивается, когда осознает, что его крики не возымели никакого действия на маму и папу.

В случае, если истерика произошла на улице, то постарайтесь как можно скорее переключить внимание малыша, сделать это несложно, ведь вокруг слишком много всего интересного. А, вот если истерику купировать все же не удалось, тогда присядьте рядом с малышом и просто ждите, когда он успокоится. Уходить и бросать детку одного нельзя, ведь родители для ребенка самые главные люди на земле.

Когда родители с безразличным видом уходят по улице прочь, дети чувствуют себя брошенными и ненужными. Также постарайтесь избегать сердобольных незнакомцев, которые могут пытаться урезонить ваше чадо, вежливо попросите их удалиться и не мешать вашему воспитательному процессу.

Скажите чувству вины – «нет»!

Часто мамы начинают винить себя в том, что собственный ребенок ведет себя неподобающим образом, что у него «плохой» характер. Не стоит этого делать! Самобичевание ни к чему хорошему вас не приведет, просто поймите, что у вашего малыша непростой возрастной период, и он обязательно закончится, надо лишь потерпеть.

Будьте предусмотрительны!

Во время трехлетнего кризиса у малыша, взрослым стоит научиться продумывать развитие той или иной ситуации на несколько шагов вперед. Например, вы видите, что ребенок уже устал, значит не стоит продолжать прогулку, лучше заранее отправиться в сторону дома или дать детке перекусить заранее взятой с собой едой. Если вы не планируете приобретать ребенку игрушку, то не заглядывайте в отдел с игрушками в магазине с целью – «просто посмотреть». Дети этого не понимают! Они видят игрушку – они ее хотят, ребенок устал, проголодался – значит он хочет немедленно получить еду или отдохнуть. Все просто, надо лишь своевременно реагировать на потребности малыша. Чем старше будет становиться ребенок, тем чаще вы сможете договариваться с ним в разных ситуациях, детка уже сможет немного потерпеть и подождать, а не требовать желаемое незамедлительно.

Будьте примером!

Мама и папа всегда являются примером для ребенка. Если в ответ на детские слезы родители начинают кричать или того хуже, будут шлепать малыша, то ребенок в дальнейшем будет «зеркалить» подобное поведение. Постарайтесь создать здоровую, благоприятную атмосферу в семье, научитесь решать конфликты без рукоприкладства и не на повышенных тонах.

Гаджет? Долой!

Сведите использование планшетов, компьютера и телевизора к минимуму, а еще лучше к нулю. Безусловно развлечь ребенка, посадив его за просмотр мультфильмов – легко. Однако, психическое состояние малыша будет гораздо спокойнее, если он поиграет в игрушки или послушает сказку из уст родителей.

Установите границы.

Желательно, чтобы ребенок еще до кризисного периода четко понимал границы дозволенного. Родителям стоит договориться между собой, что в семье допустимо делать ребенку, а чего делать ни при каких условиях нельзя. Объясняйте с малого возраста значение слов «нет» и «нельзя». Но, самое главное в запретах, это то, что взрослые должны быть последовательны в своих словах. Если сказано «нет», это означает «нет», а не «может быть» или «ладно, разрешаю, только отстань от меня». Иначе ребенок будет понимать, что любой запрет или ограничение можно снять, надо лишь «надавить» на маму или папу. И, безусловно, количество запретов должно быть разумным.

Кризис трех лет – это временной период, когда детка «прощупывает» границы дозволенного, следит за реакцией и поведением взрослых в ответ на свои действия. Именно поэтому родителям так важно в этот период достойно отвечать на детские вопросы, грамотно и без агрессии реагировать на не всегда адекватное поведение чада. И, главное, помнить, что кризис рано или поздно закончится, а то, как вели себя при этом родители, отложится у ребенка в памяти и окажет прямое значение на формирование детской психики в дальнейшем.

Как пережить кризис компаниям

В состоянии стресса находятся не только отдельные работники, но и целые коллективы. Многие сейчас теряют работу, кто-то находится на грани разорения, а кто-то переживает глубокий кризис. Здесь за психологическое состояние своей команды уже отвечают работодатели и непосредственные начальники.

«Тем, кто остался без работы, нужно просто взять себя в руки и активно искать новое место. Люди, которые стремятся быть эффективными и нацелены на результат, нужны всегда. Может быть, в условиях самоизоляции вы не сможете заниматься тем же, чем и раньше. Но у вас наверняка есть качества, знания, навыки, которые вы сможете применить и в других сферах. Работодателю нужно прежде всего держать сотрудников в курсе. Сейчас и так очень много противоречивой информации, люди запутались, им нужно хотя бы на работе понимать, что делать и чего ждать. Иначе тревожность усиливается и люди начинают делать глупости — а это никому не нужно, и работодателю в том числе», — считает Дмитрий Ломоть.

Если вы перевели все процессы в удалённый формат, то нужно помочь сотрудникам к нему адаптироваться. Человеку, который не привык работать из дома, быть эффективным сейчас очень сложно. Нужно показать, как ему выжить в новых условиях, как он с помощью компании пройдёт через все испытания.

«Важно ещё понимать, что по крайней мере в большинстве случаев это не коронавирус разорил компанию — это владельцы не смогли быстро адаптироваться к новым условиям. Да, обстоятельства сложные. Но если сидеть, жаловаться на жизнь и ждать, когда всё изменится, то лучше не станет. В наших силах сделать так, чтобы ситуация изменилась к лучшему. Всё в порядке, в вашей жизни по-прежнему всё зависит от вас. Вы не всегда можете изменить общую ситуацию, но всегда можете изменить своё отношение к ней. А с этим новым отношением — изменить ситуацию для себя к лучшему», — рассказал психолог.

Александра Капустина, в свою очередь, считает, что работодатель должен быть первым, кто проявит выдержку и хладнокровие. Ему следует надеть на себя маску спокойствия: «Больше разговаривайте со своими сотрудниками, работающими удалённо. Акцент не на формальное общение в рамках планёрок, которые необходимы, а на индивидуальное — даже в рамках планёрок. Проводите мотивационные беседы, если чувствуете, что кому-то из сотрудников нужна поддержка. Задавайте заранее продуманные и последовательные вопросы, чтобы прояснить ситуацию. Например: «По какой причине ты делаешь или не делаешь ту или иную работу?», «Что ты чувствуешь?», «Как относишься к ситуации?», «Что тебе может помочь?» — советует она.

Кроме того, нужно пользоваться задачно ориентированными формулировками при планировании дел и перевести контроль с процесса на результат. Давая подчинённому задачу, чётко определите сроки, образ результата, критерии качества, основные параметры по задаче.

«Создайте сотрудникам ощущение определённости. Для этого в общении исключите вербальные конструкции типа «я не знаю», «посмотрим». Пользуйтесь теми, которые должны вселить больше уверенности и дать больше опоры — «мы работаем над этим сейчас», «мы планируем сделать то и то», «когда мы выйдем из карантина, сделаем это и это», «да, точно собираемся». Это поможет сотрудникам избежать информационного вакуума, связанного с рабочими процессами, и неопределённости», — заметила психолог.

Загадочные дошкольники

О здоровье, эмоциональном и физическом развитии дошкольника, его адаптации к детскому саду мы будем подробно говорить в рамках онлайн-марафона «Энциклопедия родителей дошкольника»

Одним из наших экспертов марафона будет выступать Марьяна Михайловна Безруких. Давайте вкратце обсудим, какие особенности есть у дошкольного возраста, каких нам — родителям — ждать сюрпризов?

Три типичные проблемы с пищевым поведением

  • Ребёнок очень консервативен в еде. Подавай ему только сосиски и только с пюре, больше ничего он в рот не возьмёт. Такая избирательность может быть как свидетельством некоторых расстройств, так и обычной возрастной особенностью. Не стоит заставлять ребёнка «через не могу» есть то, чего он не хочет. Новые блюда стоит вводить в рацион постепенно, не слишком настаивая.

Часто пищевое поведение ребёнка меняется вместе с контекстом, в котором он растёт и развивается. Например, в семье ребёнок отказывается от мяса (овощей, рыбы, хлеба), но в детском саду вдруг начинает есть то, чего никогда не ел. Или мама ребёнка не любит сырые овощи, а няня наоборот, и ребёнок вместе с няней ест овощи, а с мамой — нет.

  • Ребёнок настолько впечатлителен, что легко переключается от еды на какое-нибудь дело и поэтому регулярно недоедает. На самом деле это нормально. Если вы хотя бы раз в год посещаете педиатра, который взвешивает ребёнка, измеряет его рост и не находит никаких проблем — можно всё оставить, как есть. Иногда возникает желание докормить ребёнка, «впихнуть» в него всю запланированную пользу, но здесь уместно помнить: насильственное кормление — это пытка. Вы действительно хотите пытать своего ребёнка? Уверена, что нет.
  • У ребёнка лишний вес. Это действительно может быть проблемой, но решать её нужно не через диеты (детям диеты вообще не полезны, кроме особых случаев, когда рацион определяется лечащим врачом). Нормализовать вес поможет корректировка образа жизни: больше физической активности, прогулок, рациональное и сбалансированное питание. Дошкольник должен питаться пять раз в день, получать тёплую пищу, достаточное количество воды и грубой клетчатки. А наедаться раз в день перед сном — опасная практика. Кажется, мы все это знаем, так почему бы не отказаться от вредных пищевых привычек?

Три ситуации, когда за ребёнком нужно понаблюдать внимательнее

  • Резкое изменение состояния ребёнка. Обычно он спокойный, а тут внезапно стал беспокойным, резким, нервным. Всегда был шустрый и разговорчивый — и вдруг притих. Раньше всегда с ним можно было договориться, а теперь ребёнок стоит на своём и не слышит никаких аргументов. Или вдруг стал просыпаться по ночам, плакать, у него пропал аппетит и т. д. Всё это может говорить о том, что с ребёнком что-то произошло: он пережил стресс, возможно, у него что-то болит.

Если ребёнок всегда был таким и вас всегда это беспокоило — скорее всего, ситуация не так ужасна. Если никогда такого не было — с ребёнком стоит поговорить или, если он ещё мал, понаблюдать за ним пристальнее.

  • Нарушение поведения. Ребёнок вдруг начинает совершать поступки, которых никогда не делал и, как вам казалось, никогда и не видел. Вдруг начинает проявлять агрессию по отношению к кому-то, ругать, бить, наказывать, совершать другие действия, которые вас очень удивляют. Здесь интересно понять, как ребёнок приобрёл этот опыт, у кого «подглядел» такое поведение. Не стоит пугаться, сердиться, но полезно понаблюдать, откуда приходит это необычное поведение.
  • Регресс или «откат» в развитии. Ребёнок уже прошёл какой-то этап, например, начал говорить, перестал писаться, стал есть самостоятельно — и вдруг приобретённый навык пропал. Причиной тому может быть какая-то травма, заболевание, стрессовая ситуация; здесь стоит найти причину такого «отката» и постараться нормализовать ситуацию. Ребёнок может скучать по близкому человеку, переживать стресс, тяжело адаптироваться к новой обстановке (например, в детском саду или с новой няней).

Внимание! Если у ребёнка появились навязчивые движения (подергивает руками, чешется, грызёт ногти), нарушен сон, появился энурез — не откладывайте поход к врачу-неврологу. Но нужно помнить, даже если ребёнку будет назначено медикаментозное лечение, родителям стоит поискать видимую причину происходящего.

И другие важные особенности детей дошкольного возраста

  • Дети прекрасно всё слышат и понимают… Когда ребёнок сидит в углу на ковре и занимается своими делами, он слышит все ваши слова и мотает на ус, даже если предмет разговора ему неясен. Никогда не обсуждайте ребёнка с кем-либо в его присутствии, не ссорьтесь при ребёнке, не говорите в его присутствии о том, что не планируете потом с ним обсуждать.
  • … И все понимают буквально. До 4–5 лет у детей превалирует наглядно-действенное мышление. Это естественный этап развития: все слова значимых взрослых принимаются за чистую монету, без критики и очень конкретно. Если мама говорит, что я её совсем замучил — так и есть. Если говорит, что у неё от меня голова болит — значит, так и есть, я причина маминой головной боли. Со временем дети научатся понимать различные речевые обороты, юмор, преувеличение, но даже и тогда не стоит говорить ребёнку что-то вроде «я тебе уши надеру» или «ты меня в гроб вгонишь своими двойками».
  • Дошкольники могут говорить, но не обо всём рассказывать. Иногда за день они устают настолько, что к вечеру на мамин вопрос, как дела, могут только промычать «нормально». Или по какой-то причине сознательно не будут рассказывать о чём-то важном — из чувства стыда, страха, волнения, просто потому, что отвлекутся. Что делать в этом случае? Понаблюдайте за тем, как ребёнок играет. Во-первых, это очень увлекательно, во-вторых, в игре проявляется всё, что происходит с ребёнком. Если он плохо себя чувствует или очень устал, то откажется играть. Если его что-то тревожит — он постарается проиграть все беспокоящие его ситуации. Особенно это актуально для детей, у которых пока не очень развита речь.
  • Дети могут манипулировать. Уже с двух-трёх лет ребёнок способен понимать, с кем и как взаимодействовать, чтобы получить то, чего ему не хватает (главным образом — внимания). Это не коварство, а предусмотренный эволюцией способ выжить: чаще дети быстро осваивают навыки манипуляции, если они живут и развиваются в неблагополучных условиях. Дети неосознанно ищут выгодные для себя ситуации. Единственный способ избежать манипуляции — не вынуждать ребёнка манипулировать. Старайтесь уделять ему внимание не только в те моменты, когда что-то случилось, а просто так, потому что вам хорошо вместе.
  • С ребёнком нужно разговаривать. Не говорить ему, а разговаривать с ним, то есть больше слушать, чем внушать. Проявляйте интерес, задавайте вопросы, вызывайте ребёнка на диалог и слушайте, слушайте. Диалог не может получиться там, где родители занимаются дрессурой: назови мне пять видов хвойных деревьев, прочти стишок, скажи, сделай, ответь… Не экзамен, не допрос с пристрастием, а полноценный диалог — наиболее развивающая и исцеляющая форма взаимодействия.
  • Всех «детских бунтов» можно избежать. Сейчас много говорят и пишут о возрастных кризисах, включая знаменитый кризис трехлётнего возраста: якобы в три года ребёнок вдруг может начать вести себя крайне неудобно и непредсказуемо, очерчивая свои границы, отказываясь от послушания и т. д. Однако нужно понимать, что любой детский бунт, любая агрессия и неожиданное поведение — это всегда реакция на что-то в поведении родителя. Или ребёнок требует от нас внимания и для этого пускается во все тяжкие или сигналит о чём-то важном, с чем ему удалось столкнуться.
  • Из любой ситуации, когда ребёнок «бунтует», не слушается, ведёт себя не лучшим образом, нужно стараться выходить так, чтобы сохранить честь и достоинство ребёнка. Не угрожать, не пенять, не критиковать, не говорить «я же тебе говорил», не «клевать» его за проступок или неосторожное поведение.

Попробуйте придумать игровую ситуацию, квест, отвлекающий манёвр. Даже если вы тысячу раз напоминали ребёнку, что нужно идти домой, сходить в туалет, не прыгать в лужу в промокаемых ботинках — не напирайте на то, что он вас не послушался и был не прав. Лучше для чувства собственного достоинства ребёнка спокойно констатировать факт: ну да, у тебя промокли ноги (штаны, перчатки и т. д.) — теперь мы знаем, как оно бывает. Пойдём, сделаем что-нибудь, чтобы тебе не было холодно.

Если уважительно относиться к ребёнку, беречь его чувство собственного достоинства, многие «возрастные кризисы» удастся прожить спокойнее.

  • У каждого ребёнка свой темп. Детям очень вредно находиться в ситуации, когда им всё время нужно спешить, догонять, торопиться. Между тем, есть дети, которые сами по себе очень быстрые, и есть другие, для которых естественный темп небыстрый. Такие ребята медленно и обстоятельно делают всё: едят, одеваются, играют, говорят… Уже у двухлетнего ребёнка вы можете заметить такую неспешность; это его собственный темп, его способ жить, и подгонять такого ребёнка просто бесполезно: вы не добьётесь ничего, кроме невроза. Наберитесь терпения, старайтесь учитывать особенности вашего ребёнка, когда планируете день или собираетесь в поездку.
  • Дети растут неравномерно. В летнее время дети растут быстрее, чем в зимнее. Обычно к 5–7 годам у детей случается полуростовой скачок: у них вытягиваются руки, ноги, они сильно прибавляют в росте, при этом иногда, если ребёнок не успевает нарастить мышечную массу, родителей беспокоит его внешний вид: ребёнок выглядит хилым, угловатым. Не беспокойтесь, это в порядке вещей: если у ребёнка всё в порядке с режимом, он хорошо питается и много двигается, скоро мышцы вырастут. Чтобы быть уверенными, что ребёнок растёт и развивается нормально, достаточно хотя бы раз в год посещать педиатра, измерять рост и вес ребёнка.

Кризис трех лет

Любовь Плющева

Возрастные кризисы

Неоднозначное слово «кризис» сопровождает человека всю его жизнь. В России, возможно, в силу общей нестабильности последнего столетия, люди опасаются любых кризисов, а западные психологи, наоборот, их приветствуют.

За свою жизнь человек проходит через несколько возрастных кризисов, вот они.

Кризис новорожденности;

  • Кризис 1 года;
  • Кризис 3 лет;
  • Кризис 7 лет;
  • Кризис подростковый;
  • Кризис 30 лет;
  • Кризис 40 лет;
  • Кризис пожилого возраста.

Каждый кризис, будучи своевременно и полноценно прожитым, дает мощный толчок и энергию следующему этапу жизни.

Понятие кризиса и общие рекомендации

Чтобы понять, как с наименьшими потерями преодолевать кризисы, предлагаю рассмотреть само понятие.

Кризис – это противоречие, столкновение между потребностями и возможностями. Может проявляться в личностной, интеллектуальной, эмоциональной и волевой сферах. Иначе говоря, жить по-прежнему невозможно, а как жить по-новому – неизвестно.

Кризис 3-х лет

Кризис 3-х лет – это рождение личности. Кризис 3-х лет представляет собой ломку взаимоотношений, которые существовали до сих пор между ребенком и взрослым. Взрослые впервые раскрываются перед ребенком, выступают как носители образцов действий и отношений в окружающем мире. Мир детской жизни из мира, ограниченного предметами, превращается в мир взрослых людей. У ребенка появляется желание проявить свое «Я», ребенок сам ищет поводы, где он может противопоставить себя взрослому человеку.

К своим 3-м годам ребенок подходит с определенным багажом. Вот основные достижения ребенка к этому возрасту.

  • Особенности здоровья ребенка;
  • Конфликтные отношения между взрослыми членами семьи;
  • Отсутствие единой позиции взрослых относительно воспитания ребенка;
  • Неэкологичный стиль воспитания в семье (постоянные запреты, полное попустительство и т.п.);
  • Осложненные отношения с другими детьми в семье;
  • Изменения в жизни ребенка (развод родителей, выход мамы на работу, начало посещения детского сада, появление другого ребенка, переезд и т.д.).

Что же делать, чтобы пережить кризис 3-х лет с минимальными потерями нервных клеток.

1. Заботиться о себе, пользоваться всеми возможностями, чтобы отдохнуть и восполнить свои ресурсы. Нервные и уставшие мама и папа не смогут терпеливо и адекватно реагировать на ребенка в истерике.

2. Поддерживать оптимальный режим дня у ребенка. Ненормированный сон, усталость, голод заметно усиливают детские эмоциональные реакции.

Не перегружать занятиями и секциями. У ребенка должно быть достаточно времени для свободной игры, где он как раз может выразить свои эмоции.

3. Отдать себе отчет, есть ли в вашем случае осложняющие факторы. Возможно, потребуется уделить им внимание и выработать личную стратегию по их коррекции.

При наличии особенностей здоровья лучше проконсультироваться у педиатра или профильного специалиста. Важно помнить, что и здоровые дети могут иметь особенности темперамента или типа нервной системы, которые влияют на то, как ребенок справляется со сложными ситуациями.

Кто-то может быстро переключиться с одного вида деятельности на другой, а для кого-то это отдельный процесс. Кто-то мгновенно выплескивает эмоции и движется дальше, а кто-то переживает глубоко и долго.

В моей практике был случай, когда ребенок, будучи расстроенным или злым, проживал эмоции с помощью крика. В этот момент он ничего не воспринимал, он просто 20 минут, по словам мамы, «орал благим матом». Мама же под давлением социума и своих ожиданий «правильного» поведения от ребенка отстранялась и ругала его, чем усиливала его переживания.

По итогам работы мама скорректировала свое поведение – в момент сильного переживания она стала поддерживать ребенка, обнимала его, брала на колени, и так они пережидали эмоциональную бурю. Довольно скоро время сократилось до 15, затем и 5 минут.

Если в семье конфликтные отношения между взрослыми, как психолог, я призываю делать шаги по их урегулированию – с помощью специалиста либо самостоятельно. Если ребенок постоянно видит раздраженных друг на друга маму и папу, он и сам становится более агрессивным или тревожным, и запоминает сценарий супружеских отношений, чтобы затем применить его в собственной жизни.

Если у взрослых нет единой позиции по воспитанию, это приводит к повышению тревожности и увеличению количества истерик у ребенка. Он в буквальном смысле не знает, на что ему опереться, если запреты или разрешения зависят от настроения взрослого. Рекомендую потратить пару часов, но обсудить и согласовать позиции по основным вопросам, выделить условные зоны: «красная» – опасно для жизни и здоровья, нельзя никогда, «желтая» – можно, но с ограничениями, «зеленая» – можно всегда.

Если вы не уверены, насколько экологичный стиль воспитания используется в вашей семье, можно провести эксперимент – в течение какого-то времени (не менее одного дня) фиксировать все слова, обращенные к ребенку. Может оказаться, что ребенка окружают сплошные запреты, отчего он и бунтует в разы сильнее.

При наличии в семье нескольких детей, каждый из которых может находиться на своем кризисном этапе, их поведение может приобрести характерные особенности. Трехлетка может ревновать к младшему ребенку или завидовать или конфликтовать со старшим в любом случае, но общая благожелательная атмосфера в семье и внимание к потребностям каждого ребенка помогут снизить накал страстей.

Совпавшие по времени с кризисом 3-х лет изменения в жизни семьи также могут усилить его проявления. В этом случае ребенку потребуется время на адаптацию, прежде чем его эмоциональный фон начнет приближаться к норме.

4. Оставаться на стороне своего ребенка. Да, он орет, как резаный. Но он орет, потому что ему плохо, он злится, ему страшно, он устал или хочет есть. Взрослый здесь – вы, вот вы и решайте проблему. Ругать, обвинять, стыдить ребенка в момент, когда ему плохо, значит оставлять его один на один с его бедой, с любимыми так не поступают.

На самом деле, это очень сложный момент: ребенок кричит, не слышит вас, вы тоже на взводе, хотели как лучше, а он… На пике конфликта действенных вариантов немного. Например, взять паузу – посчитать до 10, выйти на пару минут из комнаты, попить воды. Вариант «для продвинутых пользователей» – обнять ребенка и пожалеть его. Вот такого – орущего, обзывающегося, злящегося, ведь ему сейчас очень плохо. Маме тоже невесело, но для мамы я уже написала пункт № 1.

А для любителей вмешиваться не в свое дело можно заранее заготовить ответ, например: «Спасибо, нам сейчас помощь не нужна».

Однажды моя знакомая на улице успокаивала своего плачущего ребенка. К ним подошла бабушка с мальчиком-ровесником и сказала: «Вот посмотри, когда ты плачешь, ты выглядишь так же некрасиво». На что мама ответила: «Да, мальчик, смотри и запоминай – твоей бабушке наплевать, что ты ударился или проголодался, главное, чтобы все прилично выглядело». Реакция бабушки была бесценна.

5. Поддерживать своего ребенка. Родители уже выросли и как-то преодолели не один возрастной кризис, у них есть опыт, а у ребенка еще нет ни опыта, ни критического мышления, ни даже способности самостоятельно полностью справиться со своими эмоциями.

Одна мама говорила своему ребенку в минуты, когда он был переполнен эмоциями: «Да, милый, расти бывает тяжело» и, что интересно, трехлетний ребенок это подтверждал и успокаивался быстрее.

6. Развивать самостоятельность ребенка. Для этого важно, чтобы родители делали акцент на том, что у ребенка получается.

Нужно адекватно оценивать возможности ребенка, не обесценивать его достижения и не торопить события. Сравните: «Подумаешь, собрал конструктор, вон брат уже примеры решает» и «Здорово! Ты сам собрал конструктор! Этим можно гордиться!» Довольный собой ребенок, который не чувствует себя отстающим неудачником, имеет спокойный эмоциональный фон и легче справляется с трудностями.

Однажды на детской площадке я наблюдала папу, который учил своего сына качаться на качелях. Говорил папа примерно следующее: «Следи за ногами. В момент, когда качели начинаются двигаться вверх, нужно откинуть корпус назад, уловить перенос центра тяжести, руками тоже передавай давление на цепи. А сейчас дави на сиденье, подавай корпус вперед, ну что ты, не понимаешь что ли? Вот опять пропустил, я же сказал – когда качели в самом низу, нужно начинать разгон ногами…» Я сама запуталась, когда и куда подавать усилие, а его сын, которому было 3-4 года, и подавно. Ребенок расплакался и убежал с качелей.

В другой раз я видела папу, который инстинктивно избрал иную методику. Своему трехлетке он говорил: «Качели вверх и ножки вверх». Такую присказку ребенок усвоил мгновенно, он старательно поднимал ножки и кричал: «Вверх! Вверх!», оба были довольны и друг другом и новым умением.

Кстати, в кризисные периоды участие папы в воспитании очень важно. В большинстве своем мужчины более устойчивы к капризам и способны соблюдать договоренности. При всей любви к ребенку именно папа может и должен защитить маму от разбушевавшегося наследника. «Я вижу, что ты очень возмущен и расстроен, но я не дам тебе бить маму».

Если вы полагаете, что ребенку требуется помощь, лучше ее предложить, а не навязывать, и тем более, не вытеснять ребенка из его деятельности. Сравните фразы: «Это ничего, что не получается. Все когда-то не умели застегивать пуговицы, и ты постепенно научишься» и «Убери руки, неумеха, дай, я сама сделаю».

7. Защищать целостность личности ребенка, хоть этой личности только 3 года, то есть отделять самого ребенка от его поступков. Ребенок может сделать что-то хорошее или плохое, и это будет обусловлено определенным стечением обстоятельств, но никак не тем, что ваш ребенок – ангел или дьявол во плоти. «Я тебя все равно люблю, но брать мою помаду и рисовать ей на стене нельзя. Плохо сделал – и помаду испортил, и стену. В другой раз рисуй, пожалуйста, карандашами в своем альбоме».

Если что-то нельзя, то предлагайте этому альтернативу, как в примере выше.

Обязательно давайте ребенку выбор. Например, какую футболку он хочет надеть или какую книжку почитать.

Старайтесь создавать «мотивацию стремления», а не «мотивацию избегания», чтобы ребенок стремился чего-то достичь, а не избежать неприятностей. Например, научился одеваться, чтобы быть самостоятельным, как папа, а не чтобы избежать маминого недовольства.

8. Разрешать и себе и ребенку чувствовать и учиться со своими чувствами обращаться.

Помогите ребенку разобраться с тем, что он испытывает – назовите сами чувства, которые он может испытывать в данный момент. «Ты злишься и расстраиваешься, потому что хочешь мороженое, но сейчас ты болеешь и мороженое есть нельзя».

Обратите внимание, как члены семьи обращаются со своими чувствами. Показывайте и объясняйте на своем примере: «Я сегодня очень устала на работе, еле-еле доехала до дома. Я очень злая и опасная, мне хочется ругаться. Я отдохну полчаса и потом смогу нормально общаться».

Покажите ребенку, как проживать агрессивные побуждения способами, которые никому не принесут вреда – бросаться друг в друга мягкими игрушками, снежками, скомканной бумагой и обзываться названиями продуктов или блюд: «Ах, ты, брокколи!» – «А ты – сосиска!»

А также бегать, кричать, колотить подушку, рисовать страшные закозюки и замазывать их черной краской…

Важно помнить, что ребенок не обязан всегда быть счастливым и радостным. Как и любому человеку, ребенку присущ весь спектр эмоций. Если ребенок грустит, это не значит, что у него плохие родители, это значит, что он проживает такую ситуацию, в которой логичной реакцией будет грустить, например, сломалась любимая игрушка.

Пример из жизни – мама спрашивала у ребенка: «Тебя пожалеть или ты сама хочешь немножко поплакать?»

9. Обратиться к психологу, чтобы разобраться именно в своей уникальной ситуации. Основные темы в обращениях к психологу в этом возрасте – это упрямство ребенка, агрессивность, боязнь других детей, сильная привязанность к маме, отсутствие речи, частые болезни, плохой сон, плохой аппетит, гигиена.

Кризис 3-х лет, как и любой другой, имеет целью изменить устоявшийся порядок вещей с учетом новых возможностей ребенка. Кризисы проходят – семья остается.

За чертой

Истории родственников больных деменцией очень похожи: долгое время они не обращали внимание на странности в поведении своего близкого — списывали на возраст и сложный характер.

«Последнее время появилась какая-то растерянность, — рассказывает о своей матери 45-летняя москвичка Ирина Щетанова. — Мама попросила заполнить квитанцию за свет — она не могла вспомнить, как пишутся некоторые буквы, слова, стала писать с грубыми ошибками. Перестала понимать величину денег — могла перепутать сто рублей и тысячу. Но мы жили отдельно от нее, в остальном все было как всегда, думали, что это обычная невнимательность или забывчивость, ведь ей тогда было чуть больше шестидесяти».

Перелом случился, когда мама Ирины на автобусе отправилась с дачи в Москву и потерялась. Найти ее удалось только спустя несколько дней с помощью полиции — в больнице. Вскоре после этого случая женщина заперлась в комнате, когда дочь приехала навестить ее.

«Я привезла маме горячий обед. А она кричала из-за двери «отстаньте», «уходите». Я вызвала скорую. Врачи осмотрели ее и сказали, что это необратимый процесс, «улучшений не ждите».

Иногда деменция проявляется внезапно и остро: у матери Светланы Савиной (фамилия изменена по просьбе женщины — прим. ТАСС) из Петербурга болезнь стала резко прогрессировать после перенесенного на фоне стресса инсульта.

Ваш ребенок от 3 до 7 лет

# Какие они, дети от 3 до 7

# Как не сойти с ума в период кризиса 3 лет

# Как пережить кризис 7 лет

# Табу для родителей, или Хотите счастливого ребенка? Не делайте этого!

# Как сделать так, чтобы малыш меньше болел, или Эта загадочная психосоматика

# Как вырастить настоящего мужчину

# Как воспитывать девочку: Принцессой или Золушкой

# Какую роль в жизни ребенка играет правильный режим дня

# Как познакомить ребенка с таким понятием как «время»

# Как мотивировать ребенка выполнять работу по дому

# Как сделать доску мотивации для детей

Какие они, дети от 3 до 7

Конечно, главная особенность этого возраста – это плавное перетекание из одного кризиса в другой. Обычно именно этот временной отрезок родители называют самым тяжелым и сложным для них. Дети становятся упрямыми, упертыми, и при этом всем они еще ужасные пессимисты. И как их только не называют: «упрямые трехлетки», «маленькие старички», «пятилетние нытики» – читаешь и ужасаешься.

А на самом деле в этот период родители совершают главную и чуть ли не единственную ошибку —

они вдруг начинают считать своих детей взрослыми, все знающими, понимающими и умеющими.

А вот дети так совсем не считают! Они любят побыть и «мама, я сам, и больше не целуй меня», и «ой, мамочка, пожалей меня скорее, я малыш».

Итак, о чем хочется напомнить родителям детей этой возрастной группы.

Дети в возрасте 3–4 лет

Или, как любят называть в психологии, младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. С 3 до 4 лет происходят изменения в характере, особенностях и содержании деятельности ребенка, в отношениях со взрослыми и сверстниками. Интенсивно развивается интеллектуальная сфера: ребенок познает эталонные формы, цвета, величины, явления окружающей действительности, задумывается и о самом себе. Преобладающей формой мышления становится наглядно-образная. На данном возрастном этапе дети овладевают грамматическим строем речи, активно экспериментируют со словами. Значительно увеличивается запас слов, дети начинают использовать в речи сложные предложения.

В этом возрасте очень высока потребность в движении, и развитие крупной моторики выходит на первый план. Младшие дошкольники осваивают основные движения. Начинают вырабатываться физические качества: скорость, сила, координация, гибкость, выносливость.

Есть и такая особенность: дети впервые начинают понимать, что есть «Я», осознавать свое место в обществе, а также свою принадлежность к тому или иному полу. В большей степени проявляется заинтересованность в играх и игрушках, относящихся к их половой группе.

Родителям в этот период жизни малыша можно дать следующие рекомендации: играйте, бегайте и прыгайте вместе со своим ребенком! Или хотя бы не мешайте ему делать это самому! Малыш должен много двигаться!

• Приучайте ребенка ухаживать за собой – причесываться, чистить зубы, ходить в душ. Делайте все, чтобы ребенок побольше играл: ролевые и групповые игры, конструкторы – все хорошо в этом возрасте.

• Используйте возраст «почемучек» в своих интересах: музеи, парки, книги – все то, где можно найти ответы на вопросы, которые еще даже не заданы.

• Чаще общайтесь с людьми – разного возраста, пола, в разных жизненных ситуациях.

• Проводите время наедине с ребенком. Это для него тоже очень важно!

• Не пытайтесь усадить ребенка за чтение, развивающие игры и любые другие виды деятельности, если это преподносится в виде уроков и занятий за партой.

Дети в возрасте 4–5 лет

Это период интенсивного роста и развития организма ребенка. Дети значительно меняются внешне, все больше начинают проявляться черты взрослого. Малыши овладевают различными способами взаимодействия с другими людьми, лучше ориентируются в человеческих отношениях. Имеют представления о специфике поведения и общения с другими людьми, об отдельных женских и мужских качествах. В процессе игр у детей формируется познавательный интерес, развивается наблюдательность, совершенствуются основные движения.

Ведущим становится познавательный мотив, который проявляется в многочисленных вопросах, стремлении получить от взрослых новую информацию (возраст «почемучек»). Характерна высокая мыслительная активность и любознательность. В этом возрасте ребенок произносит уже все звуки родного языка. Продолжается процесс придумывания новых слов и выражений. Дети могут пересказать небольшие литературные произведения, рассказать об игрушке, картине, о некоторых событиях из жизни.

• Продолжайте бегать, прыгать и играть! По-прежнему это очень важно для развития ребенка.

• Развивайте интерес к различным видам игр: это могут быть логические игры, сложные конструкторы, игры с преодолением препятствий, разноуровневые и сложные настольные игры («Монополия», например).

• Пора вводить понятие «этикет» и «нормы поведения». Уже вполне можно объяснять ребенку, что принято и что не принято делать в различных жизненных ситуациях.

• Нагружайте интеллект ребенка! Я всегда советую в этом возрасте смело брать книги с рекомендациями «от 7 лет». Дети в этом возрасте очень склонны к анализу и легко включаются в обсуждение книг.

• Домашние обязанности, помощь взрослым – уже пора! Вводите понятие о труде, о том, чем занимаются родители и старшие члены семьи, почему это называется «труд», об уважительном отношении к нему.

Дети в возрасте 5–6 лет

В этом возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Дети шестого года жизни стремятся познать себя и других людей, начинают осознавать связи в поведении и взаимоотношениях. Понимают разный характер отношений, выбирают собственную линию поведения. Происходят изменения в представлениях о себе. Развитие личности характеризуется появлением новых качеств и потребностей. Формируется способность к практическому и умственному экспериментированию, обобщению и установлению причинно-следственных связей. Возрастает способность ориентироваться в пространстве (но при этом отсутствует точная ориентация во временах года, днях недели). Совершенствуется грамматический строй речи. Свободно используются средства интонационной выразительности. Словарь ребенка активно пополняется обобщающими словами, синонимами и антонимами, многозначными словами. Активно формируется осанка детей, развивается выносливость и силовые качества. Дети способны выполнять соответствующие возрасту гигиенические процедуры, имеют навыки опрятности, представления о здоровом образе жизни.

• А мы все еще бегаем, прыгаем и радостно приветствуем любую форму активности. Вспомните свое детство. Во что вы играли? Сколько у вас было разных активных игр, правда?! Научите им своих детей.

• Продолжаем знакомить ребенка с правилами этикета, но сейчас делаем уклон именно на общение с людьми, как со старшими, так и со сверстниками.

• Развиваем любознательность, творчество в разных видах деятельности, способность решать интеллектуальные задачи. Очень советую книги по теории решения изобретательских задач для детей, они смогут многое дать вашим детям!

Дети в возрасте 6–7 лет

Один из самых сложных периодов. Малыш впервые начинает отделять себя от мамы. «Я сам» становится истинной мотивацией. Ребенок полностью осознает себя как самостоятельную личность, что проявляется в свободном диалоге со сверстниками. Дети уже умеют отстаивать собственную позицию в совместной деятельности, могут совершать нравственный выбор в реальных жизненных ситуациях. Осознанно выполняют правила поведения, соответствующие гендерной роли, владеют различными видами деятельности, характерными для людей разного пола. Для речевого развития детей седьмого года жизни характерен богатый словарь, который продолжает развиваться за счет пассивной лексики. Ребенок точно использует слова для передачи своих мыслей, впечатлений, при описании предметов, пересказе. Речь становится подлинным средством общения.

В этом возрасте у детей значительно быстрее происходит формирование двигательных навыков: совершенствуются ходьба и бег, дети овладевают прыжками на одной и двух ногах, способны прыгать в высоту и в длину с места. У детей расширяется представление о самом себе, своих физических возможностях.

• Формируйте готовность к школьному обучению, к новой социальной позиции школьника. Делать это важно постепенно, не перенапрягая ребенка длительным сидением за партой.

• Меняйте книги на категорию «9+». Поверьте, современные дети к этому готовы!

• Поручите ребенку составление своего плана дня. А потом – плана недели. Более сложное задание – составить подобный план не только для него, но и для всей семьи, например, на выходные.

Этот возраст сложный, но в то же время очень интересный для родителей. Ребенок становится полноправным собеседником, и с ним интересно общаться.

Как не сойти с ума в период кризиса 3 лет

В возрасте приблизительно 3 лет ребенок проживает переход от младенчества к раннему дошкольному возрасту. При этом у него меняются привычки, приоритеты и даже черты характера. Основные симптомы «кризиса трех лет» – истерики, упрямство и протест. И именно они и ставят родителей в тупик. Если ребенок падает в истерике на пол в магазине и орет во всю глотку, что чувствует мама? Маме стыдно и хочется провалиться сквозь землю. Но должна ли мама испытывать эти чувства? И что она должна делать в такие моменты?

Кстати, никогда не замечали, как в подобных ситуациях ведут себя иностранцы? Да, да – они спокойны. Спокойны, когда дети стучатся головой об пол, когда надевают тарелку себе на голову и во многих других ситуациях. Они изначально настроены иначе: все, что происходит с ребенком во время роста, имеет место быть. Наш менталитет немного другой: за любые действия ребенка нам стыдно.

Однако вина мамы, конечно, есть, но только в том случае, если до этого момента она позволяла малышу абсолютно все. Из этого вытекает первый пункт схемы, которая поможет вам не сойти с ума в период «кризиса трех лет».

1. Сложности этого возраста будет проще пережить, если вы проведете профилактическую работу, и в жизни вашего ребенка будут слова «нельзя» и «нет». Конечно, в разумных пределах.

2. Если очень хочется повысить голос – отойдите в сторону и считайте вслух, пока не выпустите пар!

3. Если ребенок бьется в истерике дома – также отойдите в сторону и не обращайте на него внимания. Никакого!

4. Если ситуация возникла в публичном месте – попытайтесь ребенка отвлечь. Не помогает? Сядьте рядом и ждите. Никогда не оставляйте ребенка одного, не прячьтесь, не игнорируйте! Для малыша это катастрофа, боль, крах безопасного мира.

5. Не вините себя! Вы хорошая мама, это просто такой возраст, и он закончится.

6. Старайтесь не допускать тех ситуаций, которые, как вы знаете, вызовут истерику. Всегда удивляют родители, которые постоянно водят детей в отделы игрушек, а потом уговаривают успокоиться и вернуть на полку дорогую машинку или куклу.

7. Помните, что родитель – это пример для ребенка! Если вы будете орать или плакать, ребенок повторит эту эмоцию за вами. Конечно, всем известно, что в доме должна быть здоровая атмосфера и в этом возрасте она особенно важна.

8. Уберите от ребенка планшеты, компьютеры и телефоны, сведите время просмотра телевизора к минимуму! Это сложно, это лениво, но это первый шаг к гармонии и спокойствию не только для вас, но и для малыша!

Важно, чтобы родители понимали, что все истерики и протесты ребенка в этом возрасте означают: «Интересно, где границы моих возможностей?» Как в 9 месяцев малыш мог укусить вас и наблюдать реакцию, так и сейчас он ощупывает, где рамки управления родителями. А кто устанавливает эти границы, как не родители? Поэтому все в ваших руках! А любой кризис хорош тем, что он заканчивается!

Читать еще:  Когда переходить на смешанное питание: схема ввода смеси и причины перехода
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector