0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Первые дни новорожденного дома: что нужно знать и уметь

Первые дни новорожденного дома: что нужно знать и уметь

День, когда новорожденного ребенка выписывают из роддома — это самая счастливая дата в жизни родителей и их близких. С этого дня все он превращается в «центр вселенной», вокруг которого «крутится» вся семья. Первые дни младенца дома — это самый трудный период, ведь не только новорожденному необходимо адаптироваться к новому миру, но и его родителям.

Первые навыки по уходу за младенцем мамочки получают в роддоме, а вот после приезда домой многие теряются, не понимая, как правильно ухаживать за новорожденным. В такой момент на помощь приходят люди, у которых уже есть опыт обращения с новорожденным. А что делать, если рядом нет никого, кто мог бы подсказать, научить неопытных родителей? Возможно, из этой статьи родители смогут почерпнуть необходимую информацию.

Начнем с приготовлений к выписке новорожденного домой. Что необходимо сделать:

    Подготовить комнату, где будет находиться младенец (сделать влажную уборку и проветрить).

Необходимо приготовить место и принадлежности для купания младенца, а именно:

  1. Небольшую ванночку;
  2. Мягкое, большое полотенце;
  3. Детское мыло либо пенку для купания;
  4. Большой ковшик;
  5. Марганцовку;
  6. Термометр для воды.

Теперь можно позаботиться о предметах первой необходимости — это:

  1. Пеленки, распашонки, чепчики, памперсы, гигиенические салфетки;
  2. Два одеяла (тонкое и теплое);
  3. Три большие клеенки (для кроватки, для пеленального столика и в коляску);
  4. Пеленальный столик;
  5. Детскую аптечку с необходимым набором (стерильной ваты, ватными палочками, тампонами, скрученными ватными жгутиками, вазелиновым и детским маслом, градусником, стерильной марлей);
  6. Маникюрные ножнички, с закругленными кончиками.

Наконец новорожденный дома, на него хотят посмотреть родственники, друзья, но громкие звуки могут испугать малютку, поэтому после поздравлений родителей, им лучше быстрее уйти.

Оставшись одни, родители могут спокойно заняться малышом:

  1. Распеленать;
  2. Провести гигиенические процедуры (подмыть либо просто протереть влажной салфеткой и досуха промокнуть полотенцем);
  3. Перепеленать (под пеленку обязательно одевают распашонку, чепчик и, по желанию, подгузник).

Важно знать! У новорожденного еще заживает пуповинный остаток, поэтому он должен быть открытым. Надевая малышу подгузник необходимо подворачивать его край так, чтобы зона пуповины была открыта.

После гигиенических процедур и переодевания пришла пора покормить малыша. Если у мамы с молоком все в порядке, то никаких проблем с кормлением не возникнет. Еще в роддоме она получила первый опыт кормления и знает, как правильно прикладывать малютку к груди. Протерев грудь, мамочка приступает к кормлению, это займет не более 20 минут, этого вполне достаточно для насыщения малютки. Если малыш проявляет беспокойство, значит он еще голоден и нужно дать ему другую грудь. После кормления следует немного подержать малютку вертикально, прижав к себе и поддерживая головку. Это необходимо для того, чтобы младенец срыгнул воздух. Если малыш насытился, то он быстро уснет, и будет спать, пока не проголодается.

Важно знать! Если вы кормите своего ребенка грудью, то нет необходимости придерживаться определенного промежутка времени между кормлениями. Кормите малютку по его требованию. А если у вас искусственное вскармливание тогда следует кормить ребенка через 3-3,5 часа.

Вы накормили малыша, теперь можно укладывать его в кроватку либо в коляску, где все уже подготовлено для комфортного сна. На дно кладут матрас, клеенку, а сверху застилают тонкой пеленочкой. Подушку класть нельзя, ее заменит пеленка, сложенная в четыре слоя. Если в комнате температура воздуха не более 24С, малыша можно укрыть только тонкой пеленочкой, одеяло не требуется.

Почему ребенок плачет

Причины плача ребенка и практические советы родителям

  • Доступно на:
  • русский
  • Қазақша

Плач – особый язык ребенка, и от того, как взрослый понимает его, во многом зависит взаимоотношение с ребенком. Начиная с одного года, ребенок выражает свои потребности не только плачем, но и словами, хотя плач остается преимущественным средством выражения чувств, а также важной формой связи с окружающими.

Слезы ребенка дают родителям возможность узнать, что он голоден, устал, испытывает какие-то неудобства или у него болит животик. Поэтому так важно прислушиваться к этим призывам о помощи и уметь их правильно истолковывать.

Читать еще:  Опрелости и потница у новорожденных: причины образования, чем и как лечить в домашних условиях

Ниже несколько примеров причин слез ребенка.

Голод.

Это самая распространенная причина плача новорожденных, и утешить их в таком случае легче всего. Специальные исследования показали, что, если ребенок голоден, остановить крик может только пища, т.е. молоко. Ребенку могут давать воду или пустышку, и он перестает плакать на секунду-другую, а потом начинает кричать снова.

Болевые ощущения вызывают у младенца крик с первых минут жизни, однако нередко трудно понять, плачет ребенок от боли или от чего-то еще. К примеру, он может перестать плакать, как только его возьмут на руки, и тут же отрыгнет воздух или «выпустит газы». Можем ли мы считать, что боль была вызвана пузырем воздуха в кишечнике? Ведь пузырь воздуха мог выйти наружу только потому, что ребенка взяли на руки.

Перегрузка нервной системы.

Иногда ребенок плачет только потому, что накопившееся нервное напряжение требует своего выхода, разрядки, подобно тому, как проливается дождь. Слишком интенсивные раздражители: неожиданные или слишком громкие звуки, внезапный резкий свет, острый или горький вкус, прикосновение холодных рук, подбрасывание и тисканье – все это может сильно подействовать на младенца и вызвать приступ плача. Облегчение, испытываемое при плаче, в какой-то мере способствует улучшению настроения.

Взрослому следует обращать внимание на эмоциональное и физическое состояние ребенка: малыш с удовольствием играет с вами, когда он не хочет спать, доволен жизнью и сыт, но та же самая игра станет причиной отчаянного плача, если ребенок сонный, чем-либо раздражен или ощущает голод. Ребенка, который устал или плохо себя чувствует, надо приласкать, прижать к себе, покачать – играть с ним не нужно! Голодного – надо покормить.

Отсутствие физического контакта.

Некоторые младенцы кричат до тех пор, пока их не возьмут на руки. Такое поведение младенца часто неправильно истолковывают. Родители считают, что ребенок не должен этого требовать, а если они «сдадутся» – это станет началом целого ряда проблем в поведении ребенка (капризов, истерик).

На самом же деле ребенок плачет не потому, что хочет, чтобы его взяли на руки, а потому, что его положили в кровать, лишив физического контакта с родителями, а для новорожденного самое естественное – это инстинктивная потребность чувствовать тепло родителей. Как только вы возьмете ребенка на руки и прижмете его к себе, приступ плача прекратится. Но если все же ребенок хнычет, несмотря на физический контакт, попробуйте походить с ним по комнате: легкое покачивание постепенно успокоит его, и наступит тишина.

Советы родителям и воспитателям:

1. Плачущий ребенок, будучи в состоянии аффекта, плохо понимает замечания, приказы, поэтому воспитывать его при плаче бесполезно.

2. Недопустимо наказание плачущего ребенка, так как потом он легко может забыть, за что же он был наказан, да и состояние, в котором он находится при плаче, и так является переживанием, подобным наказанию.

3. Нельзя наказывать грудного ребенка за то, что он плачет ночью или вертится при переодевании, младенец не в состоянии осознать свой «поступок» или установить связь между ним и последующим наказанием.

4. Не следует спешить обрывать плач, не бойтесь дать ребенку поплакать какое-то разумное время (считается, что это даже полезно для легких), хотя при этом необходимо прислушиваться к тону его голоса, чтобы уловить различие между случайным капризом и действительным расстройством. При этом, прежде чем подойти к кроватке ребенка, постойте минут пять в дверях, скажите что-нибудь спокойным, доброжелательным тоном и дождитесь временного затишья в плаче.

5. Если же совсем не обращать на плач никакого внимания, можно нанести непоправимый урон доверию к отзывчивости взрослых, с плачем нужно спокойно разобраться, что возможно только при доверительном контакте и гарантии отсутствия наказания.

6. Предупредить плач может и воспитатель детского сада, сдерживая агрессивность некоторых детей и налаживая дружеские отношения среди сверстников. Важно в группе поддерживать доброжелательную, жизнерадостную атмосферу, проводить разнообразные и эмоционально насыщенные игры, вырабатывать у детей уверенность в своих силах и возможностях.

Если, несмотря на принимаемые меры, плаксивость сохраняется, то она, скорее всего, является признаком болезненного состояния, эмоционального расстройства, что требует консультации специалистов.

Читать еще:  Диастаз прямых мышц живота после родов: что он собой представляет и почему появляется у женщин?

Что малыш умеет?

На психическое развитие, то есть на то, что должен уметь ребенок 1 месяц жизни, влияет его физическое развитие. Если при правильном режиме сна и кормления его организм развивается в пределах нормы, уже к концу четвертой недели ребенок приобретает множество навыков. Безусловно, на то, как он чувствует себя во внеутробной среде, влияют врожденные рефлексы. Большинство из них преобразуется в приобретенные рефлексы, остальные за ненадобностью исчезают. Но научившись моргать, зевать, чихать и вздрагивать, ребенок не забудет об этом никогда.

То, что должен уметь ребенок в 1 месяц жизни, зависит от уровня развития его следующих рефлексов:

Сосание. Если вы проведете соской или кончиком пальца вокруг губ малыша, он начнет совершать сосательные движения.

Поисковый рефлекс. Если вы погладите щечку малыша, он повернет головку в сторону вашей руки. Наряду с рефлексом сосания, этот рефлекс развивается под влиянием инстинкта питания и поиска пищи.

Хватательный рефлекс. Если погладить или прикоснуться к ладошке малыша, он захочет схватить и удерживать то, что прикасается к нему.

Плавательный рефлекс. Если вы положите малыша на живот, он начнет двигать ручками и ножками, будто плавая в воде.

Рефлекс ходьбы. Если вы возьмете малыша под руки, он начнет двигать ножками, совершая движения, похожие на ходьбу.

Для поддержания психического и физического развития нужно следить за тем, чтобы во время бодрствования ребенок активно двигался. Желательно в этот период чаще выкладывать его на жесткую поверхность. Это поможет развить его моторные способности.

Из того, что умеет ребенок в 1 месяц, наибольший восторг вызывает его реакция на маму. Он уже способен узнавать ее среди других взрослых. Кроме того, малыш может фокусировать взгляд на контрастных предметах и ярких погремушках.

Неврология у новорожденных

Согласно правилам патронажа новорожденных, ребенок в первый год жизни должен быть осмотрен в первые сутки в роддоме, а затем в 3,6 и 12 месяцев. Если у родителей есть жалобы, стоит обратиться к неврологу дополнительно.

На что обращает внимание детский невролог:

  • На активность ребенка;
  • Силу в конечностях;
  • Исследовательский интерес к миру;
  • Эмоциональные реакции к родителям;
  • Специальные пробы и рефлексы.

Не менее важно обращать внимание на развитие детских стоп: они удерживают вес тела, дают возможность ходить, бегать и прыгать. Деформировать стопу может неудобная обувь, избыточный вес и недостаточная подвижность. Родителям нужно следить за тем, как ребенок ходит (становится на носок, пятку или на всю стопу, косолапит, поднимает или не поднимает ноги) и при первых явных признаках неправильной ходьбы обращаться к ортопеду.

В первые годы жизни детские стопы очень гибкие, а потому склонны к деформациям. Позволяйте ребенку больше ходить босиком по безопасной и ровной поверхности, не стесняя движений обувью. Это позволяет задать темп естественной ходьбы и сформировать правильную нагрузку на стопы. Практически у всех новорожденных плоские стопы, которые постепенно приобретают изгиб с момента хождения. Если этого не происходит, обращайтесь к Когда обращаться к детскому ортопеду? ортопеду, который подберет ортопедические приспособления (например, ортопедические стельки и коврики).

Детский врач-ортопед медицинского центра «ОН Клиник Николаев» Евгений Попов подчеркивает:

«Ошибочно считать, что плоскостопие возникает только у детей до трех или шести лет. Плоскостопие может быть врожденным или приобретенным (в частности, из-за дисфункции эндокринной или нервной системы) и может возникнуть в любом возрасте».

Травма головы: что делать родителям?

Неосведомленность родителей в плане оказания помощи маленькому ребенку при ушибе головы может обернуться самыми неблагоприятными последствиями. Среди них — проведение ненужных диагностических процедур (на которых зачастую ничего не видно), лечение по рецептам бабушек, самолечение препаратами, на скорую руку купленными в аптеке, а также бессонные ночи родителей и нестабильность нервной системы малыша. Чтобы избежать всего этого, достаточно знать основные правила поведения при черепно-мозговой травме (ЧМТ) и в непредвиденных обстоятельствах руководствоваться ими.

Чем опасны ЧМТ?

Черепно-мозговая травма возникает при ушибах головы (у детей обычно при падениях с диванов, комодов, столов и стульев или с высоты собственного роста (бежал и споткнулся)). Она сопровождается растяжением или повреждением аксонов — длинных отростков нервных клеток, из которых состоят все нервные волокна. В норме эти клетки проводят импульсы, а после травм эта функция нарушается, возникает неврологическая симптоматика. Кроме аксонов, пострадать могут и сосуды. Обычно повреждаются самые мелкие из них. При сильных или повторяющихся травмах возможны довольно крупные кровоизлияния в мозговую ткань.

Читать еще:  Галактоземия у новорожденных: что это такое, как проявляется заболевание, особенности лечения и рекомендуемая диета

Что нужно делать?

После ЧМТ очень важно понять, повреждены ли и насколько, структуры головного мозга. В зависимости от масштабов повреждения мозговая травма может быть легкой, средней и тяжелой. Последние 2 вида — повод для госпитализации. Легкие ЧМТ можно лечить под контролем врача в амбулаторных условиях.

Самостоятельно разобраться, насколько сильно ударился ребенок, почти невозможно. Поэтому лучше обратиться за помощью к специалисту — неврологу. После сбора анамнеза и осмотра пострадавшего врач примет решение, нужно ли делать компьютерную томографию (КТ). Этот метод наиболее информативен при травмах головы. В зависимости от степени изменений будет установлен диагноз и назначено лечение.

Первые сутки — самые важные

Неврологи рекомендуют пристально следить за состоянием ребенка первые сутки после ушиба. В это время могут проявиться осложнения.

На протяжении 24 часов лучше позволить малышу много спать, что ускорит восстановление головного мозга. Разумный покой предотвратит повторные ушибы и снизит общую нагрузку на организм. По назначению врача и при наличии необходимости (головная боль) допускается применение Парацетамола или Нурофена.

К любым привычным видам деятельности нужно возвращаться постепенно. Когнитивная занятия на скорость восстановления не влияет.

Физическую активность, которая чревата повторным получением травмы, нужно возобновлять в последнюю очередь (через 10-14 дней). Однако это не означает, что нужно соблюдать постельный режим. Достаточно проследить, чтобы ребенок играл спокойно, без беготни, прыжков и кульбитов на кровати.

Осторожно, осложнения!

Родителям нужно срочно вызвать скорую помощь, если после травмы у ребенка наблюдается:

    беспокойство, чрезмерное возбуждение;

нарушения слуха или зрения;

ригидность, слишком сильное напряжение мышц шеи (малыш не может прижать к груди подбородок);

онемение участка тела;

недержание мочи или кала;

  • выраженная головная боль (или ее усиление).
  • Сигналом тревоги является и слишком крепкий, беспробудный сон ребенка, когда, несмотря на все усилия родителей, разбудить его не удается.

    Знание — это сила. Проявляйте разумную настороженность и берегите ребенка!

    Диагностика

    Диагностика при гидроцефалии состоит из нескольких этапов:

    Анамнез, динамическое наблюдение, опрос родителей

    Для диагностики необходимо знать особенности поведения малыша, его проблемы, а также отслеживать динамику роста окружности головы ребенка в первые месяцы жизни. Особое внимание следует уделить, если размер головы увеличивается более 2-3 см в месяц, определяется расхождение швов и выбухание родничков.

    Нейросонография (УЗИ головного мозга) новорожденных и детей

    Нейросонография (или ультразвуковое исследование головного мозга проводится в роддоме, на 1-м, 3-4 месяцах жизни).

    Нейросонография (ultrasonography, УЗИ головного мозга, НСГ) – ультразвуковой метод исследования состояния головного мозга. Метод используется для выявления врождённой патологии, ранее не диагностированной у плода, а также возможных изменений, связанных с родами и адаптацией к новым условиям.

    Оптимальным является выполнение НСГ всем детям в периоде новорожденности (первые 28 дней жизни), а также на 3-4м месяце жизни. Помимо этого, НСГ выполняется по показаниям лечащего врача при наличии показаний или для оценки динамики во время лечения.

    Во время ультразвукового исследования важно установить соответствие между результатами исследования и должными величинами структур головного мозга. Отклонение от нормальных значений нейросонографии требует внимания как врача, так и пациента. Поэтому важно знать, что описывает нейросонография. Для этого кратко разберем анатомию головного мозга.

    Нормальные значения и расшифровка показателей НСГ

    V3 – размер 3-го желудочка головного мозга (N 4,8 +/- 1,2 мм)

    V4 – размер четвертого желудочка головного мозга (до 8 мм)

    MD (MS) – медиана D (медиана S) — измерение смещения срединных структур (из большего значения вычитаем меньшее и делим на 2). В норме не больше 2мм. (N Прайс

    Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector