0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

В каком возрасте дети начинают говорить

В каком возрасте дети начинают говорить

Родители часто нетерпеливо ожидают того дня, когда их дети впервые скажут «мама» или «папа». Поэтому эксперты рассказали, когда младенцы начинают кричать и говорить, а также то, как улучшить речевое развитие ребенка.

После рождения главным вариантом общения вашего ребенка является плач. Но по словам экспертов издания Parents, за несколько месяцев ребенок сделает огромный скачок в развитии языка, что улучшит его способность выражаться словами.

«Возгласы – это важное начало реального общения, когда ребенок начинает экспериментировать со звуками, слушая реакцию взрослых, тем самым строя социальные отношения», – говорит эксперт Шерри Артеменко.

Возрастная характеристика развития речи детей в онтогенезе.

Ежегодно мы проводим обследование речи ваших детей. В процессе своей работы нам приходилось сталкиваться с тем, что не все родители знают о том, в чем заключается наша работа, для чего проводятся данные обследования и насколько важно раннее выявление речевой патологии, и своевременное оказание специальной помощи нуждающимся в этом детям.

Мы хотим предложить всем родителям полную информацию о нашей работе в нашем детском саду.

В процессе работы в нашем детском саду мы ставим перед собой следующие задачи:

1. Обследование речи всех детей, посещающих детский сад, в возрасте от 2-х до 7-ми лет.

2. Соотнесение состояния речи каждого обследуемого ребенка с возрастной нормой.

3. Выявление патологических особенностей: серьезных нарушений звукопроизношения или отставания в развитии всех сторон речи ребенка. Постановка предварительного речевого диагноза.

4. Направление детей с серьезными речевыми патологиями на ПМПК (психолого – медико – педагогическую комиссию) для комплексного медико – педагогического обследования, уточнения речевого диагноза и определения типа детского учреждения, где ребенку будет оказана полноценная комплексная помощь специалистов (педагогов и мед. работников).

5. Направление детей с нарушением отдельных звуков речи в логопедический пункт для занятий с логопедом, работающим, на базе МАДОУ № 6.

6. Консультации для родителей по вопросу состояния речевого развития их детей и вариантов возможной помощи в преодолении речевой патологии.

Напоминаем: обследование состояния речевого развития детей, постановка речевого диагноза, направление на ПМПк и в специализированное дошкольное учреждение компенсирующего вида производится только с письменного согласия родителей или лиц их замещающих.

Надеемся, что информация, помещенная в данном разделе, пригодится не только тем родителям, чьи дети страдают речевой патологией, но и всем неравнодушным мамам и папам, мечтающим о том, чтобы их ребенок вырос не только крепким и здоровым физически, но и владеющим чистой, благозвучной развитой речью.

Развитие речи детей от двух до пяти лет в норме

Думаю, все родители знают, что речевая функция формируется в дошкольном возрасте. Точнее, период от 0 до 5 лет является определяющим для становления речи. В это время интенсивно развивается мозг, и формируются его функции. Согласно исследованиям физиологов, функции центральной нервной системы легко поддаются тренировке именно в период их естественного формирования. Без тренировки развитие этих функций задерживается и даже может остановиться навсегда.

Наукой доказано, что без своевременного речевого общения, без речевой среды, человеческое существо не может стать полноценным человеком. Дети «Маугли» по возвращении в человеческое общество в возрасте старше 5 лет так и не смогли научиться говорить.

Необходимо помнить, что речь – инструмент развития высших отделов психики человека. Обучая ребенка родной речи, мы способствуем развитию его интеллекта и высших эмоций, подготавливая условия для успешного обучения в школе.

Главная роль в развитии познавательных способностей и речи детей принадлежит родителям. Только от вашей наблюдательности, чуткости, умения вовремя заметить какие – либо проблемы, от желания развивать и совершенствовать навыки ребенка зависит, будут ли у вашего малыша трудности с речью и насколько быстро и успешно он сможет их преодолеть.

В помощь таким родителям мы хотим предложить информацию о том, как развивается речь ребенка в норме. Конечно, не все дети развиваются одинаково, но внимательным родителям это поможет вовремя заметить какие – либо проблемы, отставание речевого развития малыша и своевременно обратиться за помощью к специалистам.

Характеристика речи детей 2 – 3 лет

Между двумя и тремя годами становится особенно заметным скачок в общем развитии ребенка, вызванный овладением речью. Некоторые дети до двух лет вообще разговаривают мало, но на третьем году обычно все дети начинают охотно и много говорить. Они уже лучше понимают речь окружающих людей.

После двух лет идет интенсивное накопление словаря. Количество слов к трем годам в активной речи достигает одной тысячи. В речи преобладают имена существительные (60%), но все больше появляется глаголов (25%), прилагательных (10%), появляются местоимения и предлоги (на, в, под). При помощи прилагательных ребенок обозначает не только размеры предметов (большой – маленький), но все чаще называет их цвет, форму, свойства и качества (красный, круглый, чистый, сладкий и т. д.).

Дети еще могут смешивать названия сходных предметов (кружка – чашка), а также использовать одно слово для названия нескольких сходных предметов: словом «шапка» называют фуражку, шляпу, кепку и т. д. Почти не называют дети детали сложных предметов: у машины – кузов, кабина, колесо. Не выделяют части тела животных: у зверей – туловище, лапы, у птиц – перья, крылья, клюв и т. д.

В грамматическом отношении речь ребенка далеко не правильна. В течение первого полугодия в речи детей появляется правильное употребление форм косвенных падежей существительных: винительного, родительного, творительного.

Читать еще:  Симптомы рахита у грудничков, особенности лечения и профилактика патологии

Глаголы настоящего времени употребляются в единственном и множественном числе, кроме 2 лица множественного числа. Появляются формы прошедшего времени глаголов. Поначалу без согласования в роде с существительными.

Связная речь только начинает формироваться. К концу третьего года ребенок овладевает ситуативной речью, то есть может рассказать о том, что он видел, что узнал, что он хочет, но связного рассказа большинство детей еще не дает. Малыш уже способен воспринимать простые сказки, рассказы.

Звукопроизношение еще не соответствует норме. Отсутствуют шипящие Ш, Ж, Щ, Ч, которые заменяются свистящими или звуком Т, а также звуки Л, Р. Твердые и мягкие звуки не всегда дифференцируются.

Слова со сложной слоговой структурой и со стечениями согласных могут произноситься искаженно.

Голосовой аппарат детей третьего года жизни еще недостаточно окреп. Малыши не умеют говорить шепотом, им трудно произвольно менять силу голоса.

Характеристика речи детей 3 – 4 лет.

На 4ом году дети легко вступают в контакт не только с близкими, но и с посторонними людьми. Дети сами начинают разговор, задают много вопросов, их познавательные потребности увеличиваются.

Словарный запас достигает приблизительно 2000 слов. Увеличивается не только количество существительных и глаголов, все чаще встречаются местоимения, наречия, появляются числительные (1, 2…). Начинают появляться в активной речи слова – понятия: одежда, посуда, игрушки и т. д. Ребенок начинает использовать притяжательные местоимения (мой, твой), притяжательные прилагательные (мамин, папин).

Трехлетние дети видят предмет как целостный образ, не умеют замечать детали. В связи с этим в их речи мало слов – названий частей предметов: частей тела животных, составных частей сложных вещей. Не пользуются дети еще и словами – названиями дополнительных цветов: сиреневый, розовый, фиолетовый. В то же время они хорошо связывают конкретный предмет с характерным для него цветом: снег белый, трава зеленая.

Совершенствуется грамматический строй языка. Дети правильно согласуют слова в роде, числе и падеже (в единственном числе), употребляют существительные с предлогами: в, на, под, за. При этом часто наблюдаются ошибки при согласовании существительных среднего рода с прилагательными, неправильно употребляются падежные окончания существительных во множественном числе родительном падеже. Дети обычно склоняют несклоняемые существительные («без пальта»). Наблюдаются ошибки в изменении по лицам даже часто употребляемых глаголов.

Звукопроизношение. Появляются твердые согласные свистящие (С, З, Ц), к четырем годам шипящие (Ш, Ж). Речь становится более отчетливой. Правильно произносят гласные: Э, Ы, к норме приближается звук Х.Дети верно воспроизводят слова со стечением 2 -3 согласных. Становится возможным употребление более сложных по слоговой структуре слов (3 – 4 слога). В многосложных словах, особенно со стечением нескольких согласных еще нередки пропуски звуков и слогов, их перестановки.

Трехлетние дети пользуются простыми предложениями, состоящими из 3 -5 слов. Но они еще не способны логично, связно и понятно для окружающих рассказать о чем – то увиденном, пересказать содержание сказки или рассказа. Ребенок не может самостоятельно описать картину, лишь перечисляет отдельные предметы или действия. При этом хорошо развитая в данном возрасте непроизвольная память позволяет запомнить большое количество стихотворных произведений наизусть.

Ребенок еще не всегда правильно управляет своим голосом (не может менять громкость, высоту голоса, темп). Совершенствуется речевой слух ребенка. Он легко различает на слух близкие по звучанию слова. Подмечает неточности звучания слов сверстников.

Характеристика речи детей 4 – 5 лет.

Дети 4 – 5ти лет очень пытливы, они задают много вопросов, им интересны качества и свойства предметов, они могут устанавливать простейшие связи и отражать их в речи.

Словарь увеличивается до 2500 – 3000 слов. Дети начинают активно пользоваться собирательными существительными (посуда, овощи, фрукты). Появляются слова, обозначающие части и детали предметов, существительные – названия профессий, инструментов, трудового оборудования. Появляются притяжательные прилагательные, а также сравнительная степень прилагательных. Идет усвоение возвратных глаголов и приставочных.

Грамматический строй речи. В возрасте 4 – 5-ти лет ребенок усваивает основные грамматические формы: предложно – падежные формы имен существительных единственного и множественного числа, изменение имен прилагательных по падежам, числам и родам, правильное употребление глагольных форм, наречий. Употребляются предлоги в самых разнообразных формах. Имеют место нарушения согласования числительных с существительными в косвенных падежах. Формируется навык словообразования. Идет усвоение суффиксов.

Звукопроизношение. Становление нормального звукопроизношения завершается к 5ти годам. У большинства детей звуки уже введены в речь. Наблюдается только некоторое смешение звуков С и Ш в многосложных словах, если в одном слове находятся оба парных звука (шерстяной). Звуки Р и Л еще могут отсутствовать.

Связная речь. Предложения становятся распространенными с однородными дополнениями, обстоятельствами, определениями. Дети начинают выражать свои мысли не только простыми, но и сложными предложениями, используя вводные конструкции. Чаще используют сложносочиненные предложения, реже сложноподчиненные. Некоторые типы предложений вызывают затруднения. При употреблении сложноподчиненных предложений часто опускается главная часть (начинают с союза ПОТОМУ ЧТО). Возрастает количество синтаксических ошибок в предложении. Появляется пересказ прочитанного текста. Речь становится связной, последовательной. Идет овладение диалогической и монологической формами речи.

Дети способны менять произвольно громкость голоса, умеют воспроизводить различные интонации.

Трудности в овладении речью, на которые нужно обратить внимание.

Знания о нормальном речевом развитии должны помочь родителям в их наблюдениях за речевым продвижением собственных детей. В некоторых случаях может проявляться несоответствие норме, отставание в развитии каких – либо речевых функций, и родителям необходимо знать, на что следует обратить пристальное внимание, а не выжидать, пока все образуется само собой.

Читать еще:  Афтозный стоматит у детей — признаки и разновидности болезни, принципы общей и местной терапии

Что должно насторожить родителей в процессе наблюдения за развитием речи их детей?

Два года

Отсутствие речи в два года при сохранном слухе.

Если есть активное общение со взрослым, с помощью жестов и звукоподражаний, то в ближайшем будущем должна появиться речь.

В два с половиной года речь не появилась.

Рекомендуем обратиться к специалистам: невропатологу, логопеду и начать активные специальные занятия, чтобы побудить ребенка к речевому общению.

Три года

Отсутствие фразовой речи или резко аграмматичная фраза при сохранном слухе и нормальном интеллекте. Часто это бывает при системных нарушениях речи и проявляется общим недоразвитием речи разной степени.

На фоне ускоренного развития речи и высокого интеллекта наблюдается нарушение плавности речи из –за судорог в артикуляционном или дыхательном отделах речевого аппарата («заикание развития»).

Очень быстрый темп речи, «проглатывание окончаний», при этом частые повторения слогов, напоминающие заикание, но без судорог.

Плохая непроизвольная память. Ребенок с трудом запоминает стихи и потешки, даже после многократных повторений.

Четыре года

Звукопроизношение далеко от нормы. В речи ребенка происходит замена шипящих на свистящие, возможны замены твердых согласных звуков на мягкие или искаженное произношение имеющихся звуков. Речь невнятная, малопонятная, звучит как у двухлетки.

Нарушения слоговой структуры слов. Ребенок не может произнести правильно слово из 3 – 4 слогов или слова со стечением согласных, пропускает звуки, слоги или переставляет их.

Сохраняются стойкие аграмматизмы в речи.

Ребенок испытывает большие трудности в пересказе хорошо знакомых сказок. Не может выучить короткое стихотворение (переставляет слова, пропускает слова).

Если Вы наблюдаете, подобные нарушения в развитии речи вашего ребенка, то вам следует, как можно быстрее, обратиться за консультацией к специалисту – логопеду. Логопед поможет вам отличить серьезное комплексное нарушение речи от временной темповой задержки, объяснит, как заниматься с малышом дома. В случае тяжелого нарушения речи, логопед может рекомендовать вашему ребенку посещение специализированного логопедического детского сада.

Надеемся, что данная информация поможет вам ориентироваться в особенностях речевого развития вашего ребенка, а значит и оказать ему необходимую своевременную помощь.

С уважением и пожеланиями наилучших успехов в развитии речи ваших детей учитель-логопед МАДОУ № 6 Кесслер Елена Стасио

Общение и массаж

Что могут сделать родители в «беззубом» возрасте, чтобы в будущем ребенок говорил правильно?

Во-первых, родителям нужно как можно больше времени проводить с малышом, общаться и играть с ним. Мамы и папы должны помнить, что главный источник гармоничного развития ребенка — они сами.

Малыш учится, когда видит все, что делают родители, и повторяет за ними их движения. Поэтому нужно комментировать происходящее и пояснять свои действия, обращать внимание ребенка на детали («на улице дождь: кап-кап», «как шуршат листья: шур-шур», «сейчас я достану молоко из холодильника, какое оно холодное!»).

Ребенок может не понимать слов, но он будет видеть движение губ и эмоции, которые возникают на лице (общение лицом к лицу — наилучший вариант взаимодействия с ребенком). Таким образом будет накапливаться пассивный словарь малыша, который в будущем станет активным. Можно рекомендовать ежедневно в игровой форме массировать ребенку органы артикуляции (щеки, губы, язык). Делать это лучше теплыми руками либо ватными палочками мягкими, ненавязчивыми движениями. Во время выполнения такого массажа нужно рассказывать сказку или потешку малышу.

Что свидетельствует о задержке развития речи?

Вы уже знаете во сколько ребенок должен научиться выговаривать первые слова и составлять из них предложения. Однако иногда у малыша развитие речи может отставать от нормы. Стоит обратиться к дефектологу, если:

  • В 3 года ребенок плохо выговаривает слова, посторонние люди не могут его понять.
  • Малыш иногда ведет себя неадекватно, часто бывает гиперактивным.
  • Плохо пережевывает еду.
  • Вы часто замечаете, что у крохи открыт рот и чрезмерно выделяется слюна.
  • Ребенок категорически отказывается общаться с окружающими.

Чем раньше доктор определит точную причину таких отклонений, тем быстрее можно будет от них избавиться, без каких-либо последствий. Правильное лечение позволит вашему чаду быстро наверстать упущенное и научиться связно разговаривать. В школе он уже ничем не будет отличаться от одноклассников.

“Запуск” речи у неговорящих детей: информация для логопедов из Санкт-Петербурга

Многим родителям трудно понять, нужна ли помощь в “запуске” речи у ребенка или он заговорит сам, просто чуть позже других детей. Задача логопеда, к которому обращаются с такими вопросами — правильно провести диагностику, выявить нарушения речи, если они есть, разобраться в их причинах и объяснить родителям ребенка, как действовать в сложившейся ситуации.

Мы дадим рекомендации для логопедов из Санкт-Петербурга: какие курсы пройти, как понять, что ребенок нуждается в помощи и как работать с его родителями, чтобы добиться наилучшего эффекта. Пройдите обучение, и станете более востребованным специалистом!

Нормы развития речи до 3 лет: как понять, что требуется помощь логопеда?

Важно понимать, что нормы развития речи — это только ориентир. Одни дети начинают говорить очень рано, другие — немного позднее сверстников, и в этом зачастую нет ничего страшного.

Основные этапы развития речи:

  • 2 месяца. Малыш кричит, издает звуки с разной интонацией.
  • 4 месяца. Ребенок учится гулить: произносит слоги «гы», «га» и пр.
  • 7 месяцев. Ребенок лепечет и повторяет одинаковые слоги: «ля-ля-ля», «на-на-на».
  • 1 год. Малыш понимает самые простые фразы, знает слова «мама», «нет», «нельзя», «дай» и может использовать их.
  • 2 года. Ребенок уже знает около 100-150 слов и умеет строить простые предложения, часто неправильные: «Маша баю-бай», «Это ка-ка». Коверкание слов («дяй», «тятя» и пр.) нормально на этом этапе.
  • 3 года. Ребенок активно общается с окружающими, в его словарном запасе достаточно слов для бытового разговора. Он может рассказать, что было на обед в детском саду, и о чем рассказывала воспитательница. Перестановка слогов в слове, неумение следить за громкостью голоса, невнятное произнесение некоторых звуков — нормально на этом этапе.
Читать еще:  Сценарий Нового года для детей 2-3 лет: советы по организации праздника и примеры игр

Как понять, что пора обращаться к специалистам:

  • Ребенок к двум месяцам почти никогда не кричит.
  • Полугодовалый ребенок не гулит, не улыбается, когда с ним говорят, не прислушивается к звукам.
  • Малыш в 7-8 месяцев не реагирует на голоса родителей.
  • К 10 месяцам все еще не начался лепет.
  • К двум годам ребенок не понимает простейших вопросов и просьб (например, «дай машинку папе»), не может произнести ни слова или использует максимум 10-20 слов, коверкая их до неузнаваемости.
  • Ребенок в три года почти не разговаривает с окружающими, не может правильно построить даже простое предложение, в его словарном запасе около 50 слов. Есть серьезные проблемы с произнесением звуков — речь бессвязная, ее очень трудно понять даже родителям.

Даже 2-3 признаков нарушения речи достаточно, чтобы обратиться за помощью. Притом речь не только о логопеде. Для “запуска” речи у неговорящих детей с нуля может потребоваться консультация педиатра, невролога, психиатра, нейропсихолога, психолога, сурдолога, дефектолога. Логопеду важно знать результаты обследований, чтобы правильно выстроить план занятий.

Какой курс обучения “запуску” речи у неговорящих детей пройти логопеду из СПб?

В АНО «НИИДПО» есть специальная программа обучения работе с такими пациентами. На курсах повышения квалификации по запуску речи у неговорящих детей вы научитесь:

  • Определять причины детского безречия. Проводить диагностику и правильно интерпретировать результаты обследования.
  • Различать моторную и сенсорную алалию. Помогать пациентам с разными видами речевых нарушений.
  • Составлять индивидуальные программы по “запуску” речи у неговорящих детей. Корректировать план занятий во время проведения курса, чтобы добиться наилучшего эффекта.

Программа разработана для тех, кто уже освоил профессию логопеда и хочет увеличить список своих услуг и число пациентов.

Обучение ведется заочно, в формате онлайн, поэтому отлично подходит жителям не только Питера, но и Ленинградской области.

Окончив курс по “запуску” речи у неговорящих детей, вы получите удостоверение о повышении квалификации. Документ выдает АНО «НИИДПО» — организация с государственной лицензией на осуществление деятельности в сфере образования.

Остались вопросы? Оставьте заявку на консультацию — с вами свяжется специалист приемной комиссии.

Современные методики “запуска” речи у неговорящих детей

Подробно эта тема разобрана в программе повышения квалификации. Здесь мы расскажем лишь о нескольких вариантах.

Хороший результат дают игры на “запуск” речи у неговорящих детей до года. Их цель — вызвать реакцию, добиться от ребенка попыток говорить или понимания чужой речи. Примеры таких игр:

  • Совершаем однотипные действия (складываем кубики друг на друга) и повторяем одно короткое слово — например, «так».
  • Играем с мячиком, повторяя простые слова: «кати», «дай», «где».
  • Играем с фигурками животных, подражая звукам: «гав», «мяу», «му».
  • Побуждаем ребенка повторять простые слоги. Например, сжимаем ладонь в трубку и повторяем: «дуем-дуем, ду-ду-ду».

Если проблемы с речью возникают у ребенка 1-2 лет, пора добавлять дыхательные упражнения и артикуляционную гимнастику:

  • Вместе с ребенком складываем губы в трубочку, затем растягиваем в улыбку.
  • Надуваем щеки и выпускаем воздух.
  • Мычим. Повторяем простые слоги: «тик-так», «ух-ох».
  • Показываем ребенку фигурки или изображения животных и просим повторять звуки, которые они издают: «мяу-мяу», «гав-гав», «га-га-га».

Занятия для “запуска” речи у ребенка 2-3 лет должны включать в себя артикуляционную гимнастику (прикусывание губ, фырчание, круговые движения языком и пр.), игры на понимание слов (ребенок выполняет простые команды: «ножками топ-топ, ручками хлоп-хлоп» и пр.), на использование слов (ребенок отдает команды: принеси, дай, кати, пой), на использование простых фраз (ребенок помогает взрослому рассказать сказку).

Какие методики “запуска” речи у неговорящих детей посоветовать родителям?

Не стоит ограничиваться только занятиями с логопедом. Желательно, чтобы родители тоже участвовали в процессе. Опытный логопед может объяснить им, что делать:

  • Чаще давать ребенку простые игрушки, которые хочется «озвучить». Тот малыш, который играет с машинкой и произносит «взззз-жжжж-би-би-би» заговорит быстрее, чем тот, который только смотрит мультфильмы на планшете.
  • Показывать картинки и четко произносить, что на них изображено.
  • Больше общаться с ребенком, четко выговаривая слова. Использовать простые сокращения: не «дедушка», а «деда». Выбирать короткие предложения: «дай ложку», «где машинка», «неси папе».
  • Пропевать звуки, которые ребенок уже освоил. Хвалить, если малыш начинает подпевать.
  • Не реагировать на попытки молчаливого ребенка использовать мимику и жесты вместо слов — делать вид, что невозможно понять, чего он хочет. Некоторые дети отлично знают, как произнести просьбу вслух, но не делают этого, потому что родители хорошо реагируют на жесты.

И главное: логопед должен помочь родителям ребенка сохранять спокойствие и оптимизм, не впадая в панику из-за того, что малыш не говорит, хотя его сверстники в детском саду уже используют короткие предложения. Чрезмерное давление на ребенка точно не улучшит ситуацию.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector